10 срз в годы

великой отечественной войны

В 30-е годы с Балтики на Кольский полуостров перебазируются плавмастерские для нужд Северного флота. Это делается после того, как становится ясно: гражданский судоремонт не справляется со «сторонними заказами». В Мурманск, а затем и в Полярный уходит с личным составом из Кронштадта транспорт-мастерская ледокольно-буксирного типа «Красный Горн» (бывшая «Кама»). С её приходом в Полярный в Пала-губе начинается история старейшего орденоносного военного судоремонтного завода — 10 СРЗ.

«Мы работаем на важном объекте. Каждый обязан удесятерить бдительность. Каждый должен понять глубину опасности настоящего положения и перестать быть беззаботным, …нужно мобилизовать себя на выполнение боевой задачи. В коллективе не должно быть трусов и паникёров».

С момента начала Великой Отечественной войны экипаж «Красного горна» зажил по-фронтовому. Семьи эвакуированы. Домом становится каюты судна. Судно, которое не стоит на одном месте, а в зависимости от необходимости и по приказу командующего СФ Арсения Головко «путешествует» из Пала-губы в Екатерининскую бухту и обратно

Подъём крамболой «Красного горна» лодок типа «Щ»

в годы Великой Отечественной войны

Период

Количество подъёмов

Объём валовой продукции за период (руб.)

Лето 1941 — 1 мая 1942 года

100

1942 год

72

4 647 000

1943 год

102 (+32 надводных корабля)

4 962 000

1944 год

69 (+64 надводных корабля)

5 135 000

1945 год*

24 (+23 надводных корабля)

5 000 000

В качестве яркого примера мужества и мастерства полярнинских судоремонтников приведём ремонт лодки И. И. Фисановича М-172. 80 пробоин по всему корпусу лодки, заклиненные торпеды в аппаратах. Ремонт такого объема должен был затянуться на месяцы, но лодку возвращают в строй в кратчайшие сроки (по данным 1-1,5 месяца) с учётом выгрузки повреждённых торпед. Лодка не менее знаменитого подводника — Николая Лунина (Щ-421) также «приходила в чувство» на «Красном горне». Один из ремонтов 1942 года завод сделал всего на 4 дня раньше намеченного срока и прямо от своего борта отправил в боевой поход, где Лунин потопил 3 вражеских транспорта. За ремонт этого заказа рабочим завода Павлу Петровичу Фёдорову, Алексею Васильевичу Козыреву и Алексею Ивановичу Герасимову были вручены правительственные награды (они в числе тех, кто на фото).

В общей сложности 7 наиболее ценных предложений рационализаторских было внесено в 1944 году. В 1945 – 6 внедренных наиболее ценных предложений.

В историческом журнале завода в разделе «Боевая и политическая подготовка» с момента начала войны постоянно встречаются записи о посещении «Красного горна» дивизионным комиссаром тов. Николаевым, который «знакомится с ходом ремонта военных кораблей» и «даёт указания представить лучших людей-производственников к правительственным наградам». Так 7 апреля 1942 года он сам лично вручает награду токарю Козыреву.

О том, что воевать с фашистами придётся, и весьма скоро, свидетельствуют строчки из протокола партийного заседания от 28 мая 1941 года:

Представители судоремонтных заводов Мурманска прибывают в Полярный для согласования поставок железа и для обмена опытом.

Представители предприятия г. Мурманска и т/м «Красный Горн» в г. Полярном, 1943 г.
Осенью 1943 года представители судоремонтных заводов Мурманска прибывают в Полярный для согласования поставок железа и для обмена опытом.

Основная задача завода была, есть и остаётся — судоремонт подводных лодок и надводных кораблей. Причём в годы войны хорошего докового хозяйства у судоремонтников не было. Ближайший док — в Мурманске у рыбаков.  «Выручала» крамбола «Красного Горна» грузоподъемностью 80 тонн. 275 подъёмов судов за всю войну сделал экипаж «Красного Горна» для ремонта рулей, винтов, баллеров. Так же без докования ремонтировались «на весу» пробоины лодочных корпусов ниже ватерлинии.

В Пала-губе уже есть отдельно стоящие цеха: кузнечный, медницкий и столярный.  Если учесть отсутствие по близости от места базирования кораблей СФ оборудованных ремонтных мастерских, то становится вполне ясной та роль, которую выполнял «Красный Горн». Основные ремонтные мощности находятся на борту, в том числе и «литейка». Недостающий материал (дерево и железо) экипаж зачастую находил в городе и у своих коллег-рыбаков в Мурманске. Пришлось осваивать и выпуск ряда необходимых инструментов. По записям в вахтенных журналах можно узнать, что воздушная тревога в первые два года войны объявлялась по 18 раз в день. Пала-губу и «Красный Горн» прикрывали силы ПВО с соседней сопки, что положительно сказалось на сохранности причалов и береговой линии.

«Красный Горн» у причала в Екатерининской гавани.

«Красный Горн» у причала в Екатерининской гавани.

Бригадир котельщиков Мальцев А. Н. на палубе ПЛ, 1942 г.

Бригадир котельщиков Мальцев А. Н. на палубе ПЛ, 1942 г.
Ремонт лодок в основном проходил без дока, работа велась круглосуточно. Снимок сделан летом 1942. Полярный день, значит можно и работать сутки напролёт. Ремонт системы подачи воздуха.

М-174 поднимают крамболой для ремонта на плаву носовой части. Фото март 1943 год.
Командир Иван Сухорученко. На носу лодки рабочий «Красного Горна» контролирует подъем.

М-174 поднимают крамболой для ремонта на плаву носовой части.

Рабочая смекалка сказывалась не только на сроках, но и на финансах. Так в сентябре 1941 года заводу было поручено изготовить 20 тысяч небольших деталей (пряжек) к стрелковому оружию. Механик по оборудованию Ефимов и старший мастер Сидельников придумывают присобление к долбёжному станку и заказ делается быстрее. Экономится на нормо-часах 5 тысяч рублей.

В октябре 1941 года в 7,5 раз ускоряется процесс шабровки поршне-выходных разъёмов подшипников и притирка плоскостных деталей.

Один из зачинателей заводских династий, чьи потомки до сих пор трудятся на заводе, — Семён Перцев осуществил ремонт главного лодочного двигателя (Г-9) за 800 нормо-часов, вместо 3000.

В 1944 году экономию в 4940 рублей в год дало заводу предложение бригадира слесаря Исаева. Оно заключалось в новом приспособлении для расточки подшипников ВВД.

Для подводных лодок класса «С» в этом же году мастер котельного цеха Николай Дмитриевич Росляков предложил укреплять и использовать старый фундамент при установке носовых и кормовых рулей. Условная экономия в год составила 6900 рублей.

В общей сложности 7 наиболее ценных предложений рационализаторских было внесено в 1944 году. В 1945 – 6 внедренных наиболее ценных предложений.

«Не уходить с корабля, пока не кончится ремонт!» — такой лозунг был выдвинут рабочими на протяжении всей войны.

Самый длительный свой ремонт М-171 (командир — Валентин Стариков) планировался на 3 месяца в 1942 году, но рабочие «Красного горна» полностью восстановили её за 41 день.

Группа рабочих т/м «Красный Горн». 10 лет со дня прибытия на Северный флот.

Группа рабочих т/м «Красный Горн». 10 лет со дня прибытия на Северный флот.
Август 1945 года. Уже нет войны и разъезжаются отслужившие на «Красном Горне». Фото на память в Доме Красной Армии и Флота. С боевыми наградами рабочие-судоремонтники.

В 2008 году Полярному было присвоено звание Город воинской славы. При рассмотрении данного вопроса в комиссии особо был отмечен вклад судоремонтников в дело восстановления технической готовности сил Северного флота. В 2010 году на площади Победы в городе была установлена памятная стела, на одном из барельефов которой запечатлён «Красный Горн».

Рабочие электроцеха т/м «Красный Горн», 1944 г.

Рабочие электроцеха т/м «Красный Горн», 1944 г.
Осень 1944-го года на борту «Красного Горна» в годовщину Октябрьской революции подводят итоги соцсоревнований. Электроцех, где наряду со взрослыми трудятся и 15-летние мальчишки, становится лучшим цехом.

Нередко кают-компания «Красного Горна» становилась местом торжественных моментов и для военных моряков. В историческом журнале за 1942 год отмечены такие визиты:

«9-го мая 1942 в 17 часов на борт прибыл командующий Северным флотом вице-адмирал Головко и контр-адмирал Виноградов. В кают-компании производилась выдача правительственных наград экипажу М-173.»

Награждены правительственными наградами в годы войны следующие заводчане:

1. Герасимов Алексей Иванович — слесарь, медаль «За боевые заслуги»

2. Фёдоров Павел Петрович — мастер слесарного цеха, медаль «За боевые заслуги»  

3. Козырев Алексей Васильевич — токарь, медаль «За боевые заслуги»

4. Щур Андрей Кондратьевич — начальник т/м «Красный Горн», орден Красной звезды

5. Степанов Константин Васильевич — главный инженер т/м «Красный Горн», орден Красной звезды

6. Ефременко Георгий Петрович — рабочий т/м «Красный Горн», орден Красной звезды

7. Ермолаев Иван Васильевич — рабочий т/м «Красный Горн», медаль «За боевые заслуги»

8. Гусев Дмитрий Ефимович — рабочий т/м «Красный Горн», орден «Трудового Красного знамени»

9. Росляков Николай Дмитриевич — мастер котельного цеха, орден Красной звезды

10. Волосянков Николай Иванович — литейщик, медаль «За трудовую доблесть»

11. Новиков Василий Никитич — мастер токарного цеха, орден Красной звезды

12. Муравьёв Павел Денисович — токарь, медаль «За боевые заслуги»

13. Анисимов Александр Ильич — медник, орден Красной звезды

14. Мальцев Александр Георгиевич — рабочий т/м «Красный Горн», медаль «За боевые заслуги»

Фото обложки и записей исторического журнала завода времен Великой Отечественной войны.

Филиппов Григорий Филиппович — механик
Кузнецы Лазарев (справа) и Рогожников. Фото 1942 г.
Фрезеровщик Ефременко Григорий Петрович. Фото 1942 г.

Филиппов Григорий Филиппович — механик

Кузнецы Лазарев (справа) и Рогожников. Фото 1942 г.

Фрезеровщик Ефременко Григорий Петрович. Фото 1942 г.

Токарь Булдырев Михаил Иванович. Фото 1942 г.

Токарь Булдырев Михаил Иванович.
Фото 1942 г.

Модельщик Изюмов. Фото 1942 г.

Модельщик Изюмов. Фото 1942 г.

Стела города воинской славы в городе Полярном
75 лет Великой Победы
Объединённая судостроительная корпорация
Акционерное общество «10 СРЗ»

© 2020 Акционерное общество «10 СРЗ»

Проект «Корабелы Великой Победы»