• Новости
    • «Рабочий Ритм»
    • Архив новостей 2017
  • О предприятии
    • Лицензии
    • Вакансии
    • Целевое обучение на АО «10 СРЗ»
    • АО «10 СРЗ» в годы войны
    • «Квантолаб» на АО «10 СРЗ»
  • Производство
    • Закупки
    • Переработка ЖРО
    • Демеркуризация
    • Реализация
    • Пропускной и внутриобъектовый режим
  • Документы
  • Контакты
    • Руководство
    • Реквизиты

к юблию завода. ливийские истории

Нет разницы в какой стране ремонтировать подлодку, если есть чертежи, команда профессионалов и инфраструктура. Партия советских «Букашек» (дизельные «Фокстроты») исправно служила Ливийской Джамахирии на исходе 80-х годов прошлого века. После перехода из Кронштадта (с модернизации) одной из субмаринам потребовалось ТО. Партия специалистов со всех номерных заводов СССР была направлена в годичную командировку. В помощь из Севастополя отправили и ПМ-ку. В составе рабочей делегации находились и специалисты с 10-ки (в/ч 90124).
Они выезжали из Полярного 3 декабря в минус 20, а в Ливии их встретила африканская зима в +35. «Букахи» тоже немного страдали от жары, а точнее компрессора ДК-2. На одном из бортов компрессор после отладки запустили без глушителя. Звук, сами понимаете, как от пулемёта. Ливийцы, ещё не отошедшие от боевых действий, среагировали мгновенно – попадали на землю и попрятались. Больше компрессора без глушителей не запускали.
Рабочий день на побережье Средиземного моря у судоремонтников длился всего 4 часа. Что сказать, жарко. Нет, ни так. ЖАРКО!!!! Наличие свободного времени располагало к путешествиям в Триполи, на рынки, к развалинам старинных городов и купаниям на пляжах. Пляжи, кстати, были раздельные: для европейцев и для ливийцев. Местное население было очень приветливым и доброжелательным. И по пятницам они не работали, согласно своему вероисповеданию. По субботам и воскресеньям не работали европейцы, так что 4 рабочих дня в неделю по 4 часа и так целый год. Были конечно отпуска. Домой жёнам привозили африканские обновки, туда везли по «зелёному» коридору свои продукты, в обязательном порядке сало. Такого деликатеса советским людям в арабской стране достать было негде.
Первое слово, которое учили в Ливии – «Садык», что значило друг, товарищ и брат. В целом же судоремонтники из СССР находились там в промежутке между двумя войнами. Наши подводные лодки, получившие наименования «Аль Фатех», «Аль Ахад» и «Аль Митрага» (были ещё Б-587, Б-588, Б-300).
Наши заводчане, побывавшие а «жаркой» командировке:
Василий Ясын, Вячеслав Коновалов, Василий Смотров (награжден медалью Ливийской Джамахирии), Владимир Косниковский, Владимир Роик, Виктор Богданов, Вячеслав Смесянжес, Анатолий Буянов.
Список не полный, поэтому просим дополнить в комментариях.

10.04.2020